НЕПРОЗРАЧНАЯ ЗЕЛЕНАЯ СХЕМА
25 мая 2012 г.
Украина – одна из немногих стран, сумевшая продать квоты на выбросы. Случилось это в начале 2009 года. Сделки принесли Украине около 470 млн евро, деньги – целевые. Использоваться они могут исключительно на экологические проекты, от которых ожидается сокращение выбросов парниковых газов.
Модель, по которой будут использоваться деньги от продажи квот, получила название схемы зеленых инвестиций (СЗИ). Международных правил для схемы зеленых инвестиций не существет, поэтому каждая страна может определять свои процессы использования денег, полученных от продажи квот. Механизмом международной торговли квотами успели воспользоваться также и Чехия с Польшей. Все эти страны Восточной Европы без особого труда смогли «заработать» свои квоты, в этом здорово помог экономический спад 90-х годов.
С момента продажи украинских квот деньги не лежали без движения – они то исчезали, то появлялись вновь, что сопровождалось скандалами. И вот в конце 2010 года их наконец-то начали использовать: руководством страны был выбран приоритет для финансирования – сфера ЖКХ. Повышение энергоэффективности жилищного сектора перспективно с точки зрения снижения выбросов: деньги от зеленых инвестиций позволили утеплить школы, детские сады и больницы, заняться модернизацией котельных.
Однако процесс реализации украинской схемы зеленых инвестиций имеет ряд серьезных проблем и первая из них – отсутствие прозрачности. Долгое время список проектов по СЗИ был недоступен общественности. Когда он стал известен, выяснилось, что среди этих проектов можно увидеть не только утепление детских садов и школ, но также проекты по замене автопарка МВД и утилизации шахтного метана. Некоторые из больших проектов могли бы реализовываться, как проекты совместного осуществления за счет инвестиций, а не за счет 100% финансирования из средств, поступивших от продажи квот. Проблема в том, что подобные проекты перетягивают на себя огромное количество средств и ставят вопрос об эффективности их использования.
Вызывает нарекания общественности уровень обюрокрачивание схемы, реализуемой Украиной. В рабочей группе по рассмотрению проектов нет представителей общественности. Все, что известно о проекте – очень общие данные, на основании которых сложно сделать анализ эффективности проекта и организовать общественный контроль.
По данным сайта Государственного агентства экологических инвестиций на конец 2011 года, при затратах 37 млрд грн (примерно 370 млн. евро) ожидаемые сокращения составят примерно 250 тыс.тонн СО2 экв. Это примерно 0,069% от уровня выбросов парниковых газов Украины. Возникает очевидный вопрос в отношении эффективности – неужели за счет настолько большого количества средств нельзя было добиться большего сокращения выбросов парниковых газов?
Да, Украина нуждается в средствах для озеленения экономики. Но надо ли тормозить переговорный процесс, требуя полного переноса квот? (см. 57-й номер «Меньше двух» для дополнительной информации) Этими действиями Украина ослабляет и без того не очень внушительные обязательства стран по сокращению выбросов. Учитывая имеющийся опыт, легкие деньги от продажи «горячего воздуха» совсем не гарантируют эффективного их использования на благо глобального климата. «Меньше двух» рекомендует Украине повысить эффективность использования имеющихся средств, а также активно искать другие источники привлечения инвестиций для озеленения экономики.
Источник информации: http://below2.ru
|