Русский язык для специалистов: общенаучная тематика

Русский язык для специалистов: общенаучная тематика >> ОГЛАВЛЕНИЕ >> ПРЕДИСЛОВИЕ

Митрохина В.И.,
Мотовилова О.Г.
Русский язык для специалистов:
Общенаучная тематика. -
М.: Рус. яз., 1981. - 350 с.

Адаптация выполнена
Донецким национальным
университетом

Адаптация поддержана
Фондом "Русский мир"

ПРЕДИСЛОВИЕ

В последнее время все более актуальной становится задача создания новых эффективных методов обучения специалистов иностранному языку. Поиски путей быстрейшего усвоения общенаучной лексики и структурных особенностей научного стиля речи привели к необходимости создать учебные пособия нового типа, одним из которых является предлагаемая книга "Русский язык для специалистов".

Основной целью Пособия является показ употребления особых языковых конструкций и форм, которыми пользуются ученые, инженеры, аспиранты, стажеры и студенты при написании статей и диссертаций, обсуждении и защите диссертаций, подготовке лекций, ведении бесед на общенаучные темы, а также при проведении исследований, их обсуждении и оформлении результатов.

Пособие рассчитано на лиц, уже знакомых с курсом грамматики русского языка и имеющих навыко устной речи, поэтому в нем не дается никакого справочного грамматического материала (кроме падежных вопросов).

Наиболее типичные для научного стиля сочетания и конструкции располагаются в Пособии по ситуативно-тематическому принципу и охватывают следующие разделы:

I. Научное исследование

II. Обсуждение результатов исследования

III. Оформление результатов исследования

IV. Классификация и библиография


Разделы Пособия в свою очередь делятся на главы, состоящие из параграфов, в которых выдерживается строгая система подачи заглавного слова и конструкций по следующим пунктам:

1. Атрибутивные словосочетания. Это сочетания заглавного слова с согласованными и несогласованными определениями. Согласованные определения - прилагательные и причастия, - насколько это возможно, группируются по логико-семантическому принципу. В этом пункте даны и именные словосочетания анализируемого существительного с существительным в родительном падеже (напр. проблема изучения чего), а также словосочетания типа "широкий круг проблем".

2. Глагольно-именные словосочетания. Сначала даются беспредложные глагольно-именные словосочетания, а затем словосочетания с предлогами. Авторы стремились здесь учитывать логико-семантический принцип, а также принцип употребительности. В пунктах 1. и 2. приводятся также словосочетания типа "путем тщательного анализа", "путем синтеза чего", "образоваться путем чего" (Путем изучения); "наблюдаться в отношении чего" (Отношение); "на основании исследований", "судить на основании чего (Основание) и т. д., где заглавное слово выступает в значении предлога.

3. Конструкции. В этом пункте даются наиболее употребительные схемы предложений с заглавным словом.

4. Примеры, которые содержат в себе наиболее употребительные конструкции с заглавным словом.

Исходным языковым материалом в Пособии является русская часть, которая в различных изданиях переведена на английский, немецкий, французский, испанский, арабский и другие языки.

Авторы

Следующая страница >>

ВВЕРХ


Мнения, отображенные на этом веб-сайте, не обязательно совпадают с взглядами Фонда "Русский мир"
© Донецкий национальный университет, 2017
© Шеставин Н.С., 2017